Крашение пряжи и тканей растительными красителями

Материал взят из книги «Для нашей семьи», Рига, 1962 год

Некоторые растения использовались для крашения изделий из волокна еще в глубокой древности. Все растения в большей или меньшей мере содержат красители. Большая часть красителей в растениях бесцветна и только в результате оксидирования приобретает определенный цвет. В некоторых растениях красители связаны с дубильными веществами, которые придают окраске большую устойчивость. Растительные красители непосредственно не соединяются с волокном, поэтому изделия из волокна предварительно протравливают солями различных металлов. Прежде для протравливания волокна употребляли естественные средства — болотную ржавчину, куски заржавелого железа, щелок, капустный сок, сыворотку, перебродивший березовый сок и т. д. Теперь же вместо этих естественных протравителей употребляют соли алюминия, меди, железа, хрома и др., что значительно облегчает работу. В зависимости от протравителей и обработки волокна после крашения из одного растения получают 12-24 и более оттенков. Растительные красители лучше всего окрашивают шерстяное, хуже — льняное и хлопчатобумажное волокно. Для крашения можно использовать различные части растения: цветы, листья, кору, корни и все растение. Наши дикорастущие растения дают всевозможные оттенки — желтые, зеленые, коричневые и серые.

Желтый цвет получают из цветов желтых ромашек или поповника, шелухи лука, листьев и коры дикой яблони, березовых листьев, цветов калужницы (болотной), свежих ростков багульника, чистотела, вереска, плауна, коры ясеня и др. Как протравитель используют квасцы или квасцы вместе с солью олова.

Зеленый цвет получают из листьев березы, из калужницы, вереска, ботвы картофеля и моркови, листьев помидоров, щавеля, звездчатки, лабазника, череды, ольховой коры и др. Как протравитель употребляют сульфат квасцов и меди или сульфат меди вместе с квасцами, реже сульфат железа.

Коричневый цвет различных оттенков получают из коры и листьев дикой яблони, череды, шелухи лука, вереска, коры березы, черной ольхи, рябины, осины, ивы и черемухи, сенной трухи и др. Как протравители употребляют сульфат меди или железа, а также оба вместе.

Красный цвет получают из корня подмаренника, ягод крушины, чистотела до цветения, молодых побегов и шишек сосны, коры и листьев дикой яблони, зрелых ягод барбариса и др. Как протравитель используются соли алюминия и олова.

Серый цвет получают из коры дуба, черной ольхи и серого ясеня, толокнянки, белой коры березы, ликоподия и др.

Светло-серый цвет получают при травлении в квасцах, серый — в сульфате меди и темно-серый — в сульфате железа.

Черный цвет получают из коры черной ольхи, щавеля, корней аира и др. Как протравитель используют сульфат железа или сульфат железа вместе с сульфатом меди.

Для крашения можно использовать свежие и высушенные растения. Следует отметить, что свежие растения дают более яркий и чистый тон. Собирать растения необходимо тогда, когда они больше всего содержат красителей, т. е. незадолго до цветения или же осенью, когда растение полностью созрело. Кору растений собирают весной с деревьев, не покрытых мхом.

Листья деревьев собирают весной, когда они полностью распустились. Цветы собирают сейчас же после распускания, корни же — незадолго до цветения или осенью. Некоторые растения, например ботву помидоров и картофеля, щавель и др., можно собирать независимо от периода цветения в течение всего лета.

Если растения не используются для крашения сейчас же после их сбора, то их следует высушить. Увядшие растения употреблять для крашения нельзя. Сушить растения можно в печи, но лучше всего — на чердаке, где бывает сквозняк, разложив их тонким слоем на чистом полу или на просушенной бумаге. Нельзя сушить растения на солнце, так как часть красителей при этом пропадает. При сушке растения не должны терять свойственного им цвета; например, листья должны быть зеленые, желтая ромашка — желтой и т. д. Высушенные растения следует хранить в мешочках в сухом месте.

Количество растений рассчитывают, исходя из веса волокна. На 100 гр волокна берут 100-150 гр и 250-350 гр высушенных растений (похоже, опечатка. Наверное, имеется в виду 100-150 гр сухих растений или 250-350 высушенных — прим. dom-arhiv). Растения перед крашением размельчают, заливают чистой теплой водой, дают постоять 8-12 часов. В особенности это необходимо для сухих растений. Вымоченные растения вместе с жидкостью кладут в посуду, лучше всего в эмалированную, и кипятят 1/2 — 1 час. Затем раствор процеживают через мелкое сито или чистую тряпочку. Процеженный раствор вливают обратно в посуду и, если это нужно, добавляют чистую воду (на 100 гр волокна требуется 2,5-4 литра воды). При крашении можно смешать несколько видов растений или сначала окрасить в одном отваре растений, а затем в другом.

Как уже указывалось, растительные красители непосредственно не соединяются с волокном, поэтому его предварительно протравливают солями разных металлов.

В качестве протравителей используют квасцы, сульфат меди, сульфат железа, соли квасцов, бихромат калия.

Квасцы могут быть в виде белых кристаллов или порошка. Ими пользуются при окрашивании в светлые тона, например в желтый, песочный, серый, светло-зеленый. алый и др.

Сульфат меди, или купорос, имеет вид синевато-зеленых кристалликов. Он употребляется при окрашивании в темные тона.

Сульфат железа имеет вид зеленовато-желтых кристалликов, они применяется при окрашивании в очень темные тона.

Бихромат калия представляет собой оранжевые кристаллики, соль олова — белый порошок.

Упомянутые протравители можно употреблять каждый в отдельности, а также смешивать их в различных соотношениях, благодаря чему будет меняться и оттенок цвета. Количество протравителя берется в зависимости от веса волокна. На 100 гр волокна необходимо 10-15 гр протравителя. Если же протравителя взять слишком много, то шерстяное волокно будет твердым, ломким.

Протравитель растворяют кипятком в небольшой посуде, добавляют к остальной воде и хорошенько размешивают. В приготовленный раствор, температура которого не превышает 40°С, погружают чистое, влажное шерстяное изделие, по возможности свободно. Изделие в протравливающем растворе непрерывно поворачивают, чтобы соли впитались в волокно равномерно. Если изделие протравлено неравномерно, то и окраска будет неровной.

Раствор протравителя вместе с изделием нагревают, доводят до кипения и кипятят в продолжение 15-20 минут или же нагревают до 80-90°С и держат в течение 40-60 минут. После этого изделие вынимают из раствора и без полоскания перекладывают в растительный отвар.

Красить изделие также можно, добавив протравитель в раствор красителя.

Растительный красящий раствор в начале крашения должен иметь температуру 30-40°С. Раствор вместе с изделием нагревают до кипения, но не кипятят, и дают постоять 3/4-1 час. В период крашения изделие тщательно перемешивают, чтобы оно выкрасилось одинаково. Окрашенное изделие остужают вместе с раствором красителя, затем прополаскивают в теплой воде, стирают в мыльной воде, повторно полощут в нескольких теплых водах и вывешивают на воздух в тени или в теплом помещении.

В одном и том же красильном растворе можно красить изделия, протравленные различными протравителями. Прежде всего кладут изделия из волокна, протравленные квасцами, затем изделия, протравленные сульфатом меди, и последними — протравленные сульфатом железа.

После крашения оттенок краски можно менять, обрабатывая волокно различным способом. Если изделие после крашения положить в слабый щелочной раствор, то цвет его станет темнее, если же его поместить в слабый раствор уксусной кислоты, то оно посветлеет. Изделие, положенное на 10-15 минут в раствор бихромата калия, приобретает темный оттенок.

Изменение оттенка проверяют, опуская маленький образчик в раствор, приготовленный для обработки после крашения.

Более темный тон получают при повторном окрашивании изделия. Это делается так. Окрашенное изделие не полощут, а лишь слегка отжав, высушивают на воздухе в тени. Во время сушки изделие часто переворачивают, чтобы воздействие кислоты было равномерным. Высохшее изделие опять опускают в красильный раствор и нагревают 15-20 минут, затем высушивают на воздухе. Процедуру повторяют до тех пор, пока цвет не станет достаточно темным. В случае надобности раствор краски пополняют новым растительным отваром.

Необходимо заметить, что при окрашивании растительными красителями заранее никогда нельзя совершенно точно определить оттенок краски, даже употребляя одно и то же растение и тот же протравитель. Во многом это зависит от места произрастания растения, климатических условий, времени сбора, способа приготовления раствора и т. д.

Растительные краски устойчивы к щелочным растворам. При стирке они не светлеют. К свету чувствительны те краски, которые получены из цветов, мало же чувствительны или совсем нечувствительны краски, полученные из коры и всего растения, как как кора содержит дубильные вещества, которые на солнце становятся темнее.

Устойчивость растительных красителей к кислотам низкая, поэтому изделия, окрашенные растительными красителями, нельзя полоскать в кислотах.

С помощью растительных красителей получают нежные пастельные тона, которые начинающим не всегда удается получить с помощью химических красителей.

Причины неудовлетворительной окраски

В большинстве случаев неудовлетворительная окраска является следствием нарушения правил крашения. Чаще всего окраска получается неровной, пятнами. Это может произойти от того, что краситель выбран неправильно, изделие перед крашением не было достаточно хорошо выстирано, краситель растворился не полностью, во время крашения изделие мало переворачивали, красильный раствор взяли в недостаточном количестве, уксусной кислоты добавили слишком много, начали красить при низкой температуре, раствор красителя слишком быстро довели до кипения, плохо растворили дополнители (соду, поваренную соль), недостаточно чисто вымыли посуду. Выровнять окраску довольно трудно. Самое простое — это перекрасить изделие в более темный цвет. Можно также вначале изделие слегка откипятить (из волокна растительного происхождения — в содовой, из волокна животного происхождения — в мыльной воде), а затем перекрасить в слабом растворе красителя.

Низкая прочность окраски обычно объясняется тем, что изделие перед крашением было плохо выстирано, а также не был соблюден режим крашения.

Окраску можно исправить, перекрасив изделие в слабом растворе красителя.

Пятна после крашения появляются тогда, когда изделие недостаточно тщательно выполоскано или же когда оно сохло при высокой температуре.

При крашении растительными красителями неодинаковая окраска получается от неравномерного протравливания изделия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>